Роль дополнительного образования в переходе на массовое использование отечественного контрольно-измерительного оборудования (на примере курса РТУ МИРЭА «Современные методики векторного анализа цепей» с использованием векторных анализаторов цепей «Планар»)
Андрей. А. Крылов1, 2, Александр Н. Шовгенин1, Алексей А. Золотарёв1
1МИРЭА – Российский технологический университет, г. Москва
2ООО «Планар-Проект», г. Москва
andrey.krylov@planarchel.ru,shovgenin@mirea.ru, zolotarev@mirea.ru
В России сегодня формируется устойчивый тренд на использование отечественного контрольно-измерительного оборудования, который требует решения множества различных задач. Одной из них является создание качественных курсов повышения квалификации для сотрудников, работающих с радиотехнической аппаратурой, чтобы сделать их переход на отечественные приборы безболезненным и эффективным с точки зрения освоения доступного и иногда концептуально отличающегося от прежде имевшегося функционала оборудования иностранного производства. Можно уже и не упоминать практически поголовное предпочтение российскими инженерами английского интерфейса, который, кстати, присутствует в приборах российских производителей.
В центре коллективного проектирования МИРЭА – Российского технологического университета мы поставили себе цель совместно с коллегами из ООО «Планар-Проект» предложить курс повышения квалификации заинтересованным сотрудникам российских предприятий и организаций, приступающим к использованию векторных анализаторов цепей «Планар» или желающих глубже узнать и научиться использовать доступные возможности этих контрольно-измерительных приборов.
Курс направлен на получение теоретических и практических компетенций в области измерений параметров радиочастотных цепей с использованием Векторных Анализаторов Цепей (ВАЦ) компании «ПЛАНАР». В рамках курса рассматриваются теоретические и практические вопросы, связанные с выбором состава и конфигурации измерительных систем на основе ВАЦ для измерения параметров активных и пассивных ВЧ- и СВЧ- устройств, обеспечением точности и метрологической прослеживаемости получаемых результатов измерений, компенсацией влияния измерительных приспособлений.
Цель обучения заключается в:
- формировании компетенции, необходимых для качественной работы с современными ВАЦ для выполнения точных измерений характеристик компонентов и узлов радиотехнических систем,
- выработке навыков культуры выполнения радиочастотных измерений,
- умении создавать описания наборов калибровочных мер,
- освоении методов исключения влияния измерительной оснастки,
- ознакомлении с основами удалённого управления ВАЦ.
Содержание программы повышения квалификации учитывает требования следующих профессиональных стандартов и нормативных документов:
- федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) высшего образования к результатам освоения образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 11.03.01 «Радиотехника» (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19 сентября 2017 г. № 931);
- федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) высшего образования к результатам освоения образовательной программы магистратуры по направлению подготовки 11.04.01 «Радиотехника» (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19 сентября 2017 г. № 925);
- федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) высшего образования к результатам освоения образовательной программы специалитета по направлению подготовки 11.05.01 «Радиоэлектронные системы и комплексы» (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 09 февраля 2018 г. № 94);
- профессионального стандарта 06.048 «Инженер-радиоэлектронщик в области радиотехники и телекоммуникаций» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.08.2021 № 600н);
- профессионального стандарта 06.052 «Инженер-программист радиоэлектронных средств и комплексов» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.10.2022 № 618н);
- квалификационных характеристик должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.08.1998 № 37).
Занятия проводят высококвалифицированные эксперты-практики, имеющие серьезную теоретическую подготовку и богатый практический опыт работы с современными ВАЦ и разработки измерительных стендов СВЧ-диапазона.
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 72 академических часа. При этом курс разделён на две части – дистанционную и очную.
В рамках дистанционной части обучающиеся присутствуют на лекциях и практических занятиях, проводимых в дистанционном формате с использованием ВКС, проходят промежуточную аттестацию в виде тестирования.
Во время очной части курса сотрудники университета проводят в указанное в расписании время лабораторные работы, в рамках которых обучающиеся закрепляют материалы, освоенные в дистанционной части, а также получают новые навыки по работе с радиоэлектронным оборудованием.
По окончании курса слушатели умеют:
- проводить измерение параметров активных и пассивных устройств в частотной и временной областях и интерпретировать полученные результаты измерений;
- выполнять калибровку измерительных стендов на основе ВАЦ, диагностику используемого оборудования для проверки корректности проводимых измерений,
- создавать описание наборов калибровочных мер;
- проводить постобработку результатов измерений, в том числе использовать функции исключения (де-эмбеддинг) и встраивания (эмбеддинг) виртуальных цепей.
В случае успешного прохождения итоговой аттестации обучающиеся, имеющие средне-профессиональное или высшее образование, получают удостоверения о повышении квалификации установленного образца, с иным образованием – выдаётся сертификат слушателя курса.
Первый набор на этот курс показал состоятельность идеи и общий интерес со стороны предприятий радиотехнической промышленности самого широкого профиля, убедительно подтвердив наше мнение, что быстрый, а главное качественный переход на современные отечественные решения в российской радиоэлектронной промышленности возможен только при соответствующем методическом обеспечении и сопровождении.
Крылов А. А., Шовгенин А. Н., Золотарёв А. Н. Роль дополнительного образования в переходе на массовое использование отечественного контрольно-измерительного оборудования (на примере курса РТУ МИРЭА «Современные методики векторного анализа цепей» с использованием векторных анализаторов цепей «Планар»)
Krylov A. A., Shovgenin A. N., Zolotarev A. N. The role of additional training in the transition to mass use of Russian control and measuring equipment (on the example of the course of RTU MIREA «Modern methods of vector network analysis» using vector network analyzers «Planar»)