Описан трекер, разработанный российской компанией iRZ Online, которая создает современные решения для транспортного мониторинга. Перечислены функциональные возможности этого устройства, а также приводятся сведения о программном обеспечении iRZ Online.
Мониторинг мобильных объектов – направление, которое с каждым годом получает все большее развитие за счет стремительного совершенствования технологий беспроводной передачи данных. В настоящее время системами мониторинга различных видов транспорта и техники оснащаются автопарки любого толка и размера: некоммерческие и государственные, малого и крупного бизнеса, частных собственников и т.д. Это огромное количество отраслей: грузовые и пассажирские перевозки, водный, воздушный и железнодорожный транспорт, сельское хозяйство и строительство, службы экстренного реагирования и ЖКХ.
Для создания полноценной системы транспортного мониторинга необходимы следующие составляющие: навигационный абонентский терминал (трекер), подключаемое оборудование (датчики топлива, давления, температуры) и специальное программное обеспечение. На российском рынке представлены компании, специализирующиеся на отдельных элементах мониторинговых систем, а также разработчики и производители полнофункциональных комплексных решений.
Наиболее важная составляющая системы мониторинга – трекер.
Как правило, это достаточно компактное устройство, устанавливаемое непосредственно на транспортное средство. Внутри трекера имеется GPS/ГЛОНАСС-модуль, принимающий сигналы со спутников глобальных систем позиционирования. С помощью этих систем определяется точное местонахождение наблюдаемого объекта в интерактивном режиме. В навигационных терминалах iRZ Online используются GPS/ГЛОНАСС-модули ведущих мировых производителей: на терминалах iON Pro и iON Base – Fastrax 530, на iON ULC – u-blox и SIM68.
Кроме того, трекер определяет скорость и направление движения, анализирует стиль вождения и собирает данные с различных подключенных датчиков (уровень топлива, температура, давление и др.). Эти данные отправляются в серверный центр с помощью GSM-модуля, установленного в трекере. При этом, как правило, используется пакетная передача GPRS. Некоторые продвинутые модели обладают расширенными функциональными возможностями – например, имеют большой объем встроенной памяти для записи данных даже в отсутствие сигнала, большее количество интерфейсов подключения, емкие встроенные аккумуляторы и т.д.
Периферийное оборудование, подключаемое к трекеру, может быть достаточно разнообразным. Однако самыми распространенными являются датчики уровня топлива. Измерительная часть датчика помещается в бак транспортного средства, а данные с полученными значениями передаются на трекер. Независимо от типа датчика (цифровой, аналогово-частотный), уровень топлива всегда измеряется с высокой точностью в режиме реального времени. Другие виды подключаемых устройств, в основном, предназначены для контроля над работой отдельных узлов и агрегатов транспортного средства.
Без мониторингового программного обеспечения невозможна работа всей системы. Такое ПО представляет собой специальный сервис, который собирает и анализирует данные, поступающие с трекера. Вся собранная информация наглядно выводится в интерфейсе мониторинговой программы.
Сервис отображает текущее местоположение наблюдаемого объекта на цифровой карте, статус движения, состояние подключенных датчиков и устройств, количество спутников и другие параметры. Если транспортное средство попадает в зону, где GSM-связь отсутствует, данные записываются с помощью функции «черного ящика». Когда связь снова появляется, вся информация выгружается на сервер. Таким образом, пользователь имеет возможность получить и проанализировать данные со всех участков пути.
Благодаря детальному анализу получаемой информации мониторинговый сервис позволяет формировать отчеты с различными настройками за любой промежуток времени. Программа также оповещает о таких событиях как включение зажигания, вход или выход из заданной геозоны, срабатывание датчика дыма и т.д. Свои версии подобных сервисов предлагают как независимые разработчики, так и компании, производящие весь спектр мониторингового оборудования (трекеры, датчики). Иногда возникают проблемы с совместимостью – не все трекеры поддерживают работу с определенными мониторинговыми сервисами, и наоборот, поэтому при выборе необходимо учитывать это обстоятельство.
После того как все элементы мониторинговой системы настроены и установлены, она начинает работать. Затраты на ее внедрение окупаются очень быстро, а эффект от использования проявляется в первые дни.
Использование системы мониторинга в рабочем процессе помогает решать огромное количество разноплановых задач. Среди них – выявление и сокращение простоев автотранспорта, контроль над работой дополнительного оборудования, учет моточасов, оптимальное планирование маршрутов, контроль расхода топлива (снижение издержек на ГСМ), повышение безопасности сотрудников и пассажиров, сохранность грузов, уменьшение затрат на обслуживание техники, оперативное выполнение заданий. Мониторинговая система исключает нецелевое использование транспорта – каждая единица техники в автопарке всегда контролируется и находится под комплексным наблюдением.
Такой масштабный мониторинг значительно повышает эффективность работы благодаря высокому уровню оптимизации, что не только позволяет сократить издержки, но и повысить дисциплинированность рабочего персонала, а также увеличить объемы выполняемых работ. Кроме того, увеличивается общая прибыль, и повышается рентабельность бизнеса.
Таким образом, на сегодняшний день системы мониторинга мобильных объектов представляют собой полезный и удобный инструмент для оптимизации рабочего процесса. Выгоды очевидны, и эксперты прогнозируют, что в скором времени системы мониторинга станут внедряться во все виды транспортных средств еще на этапе производства.
Антон Лесничин, руководитель направления мониторинга, iRZ Online