Производители электронных компонентов, их дистрибьюторы и COVID-19
По мнению многих аналитиков, в мире в последние годы назревал очередной мировой экономический кризис.
Официально объявленное решение ВОЗ о пандемии COVID-19 сыграло роль триггерного механизма для начала экономической паники во всем мире. Буквально за два дня обвалились фондовые биржи во всем мире. Вспыхнувшая нефтяная война обрушила цены на нефть. Катастрофически упали национальные валюты многих развивающихся стран.
На американских фондовых биржах индексы S&P500, Nasdaq Composite и Dow Jones упали до минимума, которого не было с 1987 года. Аналогичные картины наблюдаются в других странах, в том числе и в РФ.
Подобные проблемы не могли не повлиять на состояние мировой экономики.
В первую очередь пострадали транспортная индустрия и туризм. Это, в свою очередь, вызвало резкое снижение спроса на нефть и нефтепродукты. По данным «Международной ассоциации воздушного транспорта» (International Air Transport Association) суммарные потери мировой авиации от действия COVID-19 могут превысить 113 млрд долларов США. Начался спад продаж автомобилей. Так, в феврале 2020 года продажи автомобилей Jaguar Land Rover в Китае упали на 85%.
Естественно, что экономический кризис и пандемия коронавируса COVID-19 оказывает влияние также и на мировую электронную индустрию.
Первыми с проблемами нового короновируса столкнулись те производители, производственные мощности которых размещены в инфицированных областях Китая. Многие из таких предприятий сейчас просто закрыты на карантин.
Другая причина замедления темпов роста производства в электронной промышленности связана с нарушениями сроков поставок из-за закрытия границ и дополнительных карантинных мер на таможенных терминалах. Практически все страны приняли специальные меры эпидемиологической безопасности при контроле грузов на сухопутных, морских и авиационных таможенных постах, что вызоветзадержку доставки грузов. Закрыты границы стран Евросоюза, США, Канады, России и других стран. В некоторых странах, например, во Франции введен режим чрезвычайного положения. В других странах установлены более мягкие меры в виде чрезвычайной ситуации и режимов повышенной готовности.
Вызванные пандемией сбои в цепочках поставок могут поставить под угрозу деятельность крупных сборочных предприятий, работающих без складских запасов в режиме поставок комплектующих на конвейер точно по времени.
Неожиданный результат обнаружился на рынке компьютерной и офисной техники. В связи с переходом многих фирм во всем мире на удаленный режим работы в домашних условиях, резко выросли продажи ноутбуков, дешевых ПК, принтеров и сканеров.
Следует ожидать сокращение производства в тех отраслях, где продукция собирается по типу конвейера, рассредоточенного в разных странах. При таком способе устройство в процессе производства пересылается из одной страны в другую, поскольку плата собирается в одном месте, отправляется в другую страну, где на нее напаивается процессор, затем в третью, где размещается в корпус и т.д. Этот способ эффективен, когда четко налажена международная логистика. Однако сейчас, когда закрыты практически все развитые страны, этот метод сборки становится убыточным.
Основные проблемы возникли в Китае, где власти вынуждены были закрыть достаточно большое число заводов и фабрик, в том числе и предприятий, производящих электронные компоненты. В Китае развитию электронной промышленности уделяется особое внимание. Правительство вкладывает огромные средства, прежде всего, в крупные государственные проекты. Еще 2014 году Пекин объявил о создании инвестиционного фонда «China Integrated Circuit Industry», с начальным капиталом 138,7 млрд юаней ($ 19,8 млрд). Позднее эта цифра увеличилась на порядок за счет органов власти, частного сектора и налоговых льгот для производителей и покупателей, которые перешли с международных компонентов на китайские. Целью проекта было производство к 2020 году до 40% полупроводников, используемых китайскими компаниями, и 70% к 2025 году.
В качестве примера реализации этого проекта можно привести китайскую фирму Yangtze Memory Technologies Company (YMTC), контролируемую государственной корпорацией Tsinghua Unigroup, основной задачей которой является серийное производство инновационной флэш-памяти собственной разработки. Это один из самых значимых проектов, появившихся в рамках «China Integrated Circuit Industry». В настоящее время на заводах проекта работает около 6000 человек, и его офисы расположены в Шанхае, Пекине и Силиконовой долине. Кампус группы в восточном Ухане имеет размер более 160 футбольных полей. Там строится огромный завод по производству микросхем памяти, который по окончании сможет выпускать 300 тыс. пластин в месяц, что эквивалентно более чем 20% мирового производства чипов флэш-памяти NAND. Компания Yangtze Memory только начала выпускать в Китае первые 64-слойные чипы флэш-памяти 3D NAND. Фирма также сотрудничает с материнской компанией Tsinghua Unigroup на другом заводе в Чэнду, провинция Сычуань, который также сможет производить еще 300 000 изделий в месяц. Этот проект настолько важен для китайского правительства, что он не был закрыт во время эпидемии COVID-19.
Хотя Yangtze Memory является одним из крупнейших и наиболее заметных китайских проектов по производству чипов нового поколения, он не единственный. Инвестиции в миллиарды долларов, инициированные фондом, создали многочисленные компании, чей двукратный годовой рост стал магнитом для талантливых инженеров и менеджеров. Менеджерам верхнего уровня предлагается зарплату до 300 000 долларов в год — больше, чем вознаграждение на эквивалентных должностях в Apple, Qualcomm и Intel.
В компании ChangXin Memory Technologies, которая строит завод стоимостью 8 млрд долларов США по производству DRAM в восточном городе Хэфэй, в настоящее время работают 3000 сотрудников, многие из которых пришли из Siemens, Micron, Samsung, Infineon и других известных фирм.
В 2019 году мировая полупроводниковая промышленность в Китае выросла более чем на 14%, согласно исследованию TrendForce.
Несмотря на обещания китайского правительства оказать всемерную поддержку электронной промышленности страны, влияние эпидемии COVID-19 замедлит рост производства микроэлектронных чипов. Согласно прогнозам рейтингового агентства Standard & Poor’s, в 2020 году показатель роста экономики Китая замедлится до 5%, что будет самым низким показателем за последние десятилетия.
Временное закрытие производства и магазинов продаж готовых электронных изделий серьезно отразилось на деятельности многих крупных производителей. Например, руководство Apple вынуждено признать, что доходы в 2020 году будут ниже запланированных из-за двух основных факторов. Во-первых, перевозки между странами временно ограничены. Во-вторых, для восстановления производства и продаж в Китае, потребуется больше времени и материальных затрат, чем ранее предполагалось. Генеральный директор Apple Тим Кук заявил в субботу 14 марта, что фирма Apple намерена закрыть все свои розничные магазины за пределами Китая до 27 марта. Не исключено, что часть магазинов будет открываться раньше, в зависимости от отмены карантина в соответствующих регионах Китая. По сравнению с февралем 2019 года продажи iPhone в Китае сократились в феврале 2020 года на 60%.
Финансовый директор Analog Devices Прашант Махендра Раджа (Prashanth Mahendra-Rajah) охарактеризовал состояние производственных мощностей AD, как «режим ожидания». В целом, заказы в течение первого квартала оставались на относительно неплохом уровне по сравнению с 2019 годом. Тем не менее, нет ничего неожиданного в том, что заметно сократились поставки в Китай электронных компонентов для промышленных, автомобильных и бытовых секторов производства. Особенно спад был заметен в феврале. Начиная с марта спад китайских поставок замедлился, и ожидается возвращение на нормальный уровень к концу второго квартала. Вероятно, наибольшие потери AD понесет из-за задержки развертывания китайских сетей 5G, ранее намеченных на 2020 год. Поэтому, хотя прогнозировать динамику бизнеса в Китае сегодня крайне сложно, AD смотрит на будущее с оптимизмом и рассчитываетна чистую прибыль во втором квартале около 70 миллионов долларов.
Так или иначе, на развивающуюся пандемию COVID-19 отреагировало большинство производителей электронных компонентов. Например, концерн Gemalto-Thales разослал более чем 30 тысячам своих клиентов в 68 странах мира сообщение о мерах, предпринимаемых для предотвращения влияния пандемии COVID-19 на нормальный цикл работы. В сообщении, подписанном вице президентом Digital Identity & Security Thales Филиппом Валие, в частности, гарантируется бесперебойная работа производственных и инженерных площадок Thales-Gemalto, а также услуг, предоставляемых третьими лицами по доставке товаров потребителям.
Особую роль в ситуации с эпидемией коронавируса играют дистрибьюторы электронных компонентов. В зависимости от того, какая бизнес модель используется дистрибьютором и каковы его мощности, зависит во многом успех его деятельности в сложившейся ситуации с пандемией коронавируса. Если крупная дистрибьюторская фирма имеет собственные склады и способна запасти буферные объемы товара, то, скорее всего, она успешно пройдет этот непростой этап. Мелкие дистрибьюторские фирмы, использующие линейную модель прямых поставок от производителя и не имеющие собственных складов, вероятно, не смогут выдержать конкурентной борьбы с крупными фирмами.
Недавно было опубликовано интервью, которое Шина Хофер (Sina Hoefer) взяла у руководителей крупнейших мировых дистрибьюторов электронных компонентов Тери Иванижин (Teri Ivaniszyn), вице-президента Digi-Key Electronics, и Джефа Брида (Geoff Breed), вице-президента по маркетингу в Европе, TTI Inc.
Ниже приведены основные фрагменты этого разговора.
Каковы были ваши первые заявления в средствах массовой коммуникации в связи с ситуацией COVID-19?
Джеф Брид: Наша фирма TTI стремится предоставлять самую свежую и полную информацию по, такого рода, серьезным и критическим темам. Мы разместили и постоянно обновляем в масштабе реального времени полную информацию о вирусе COVID-19, динамике его распространении в разных странах, а также последних научных данных о его природе и воздействии на организм человека.
Самое важное, на наш взгляд, заключается в том, что мы постоянно работаем в тесном контакте со всеми нашими поставщиками электронных компонентов, чтобы понять и сообщить фактическую ситуацию на предприятиях производителей. Это позволяет нам спланировать действия, необходимые для того, чтобы предотвратить любые возможные последствия, обусловленные эпидемией COVID-19.
На нашем сайте можно найти информацию о потенциальных проблемах, которые могут возникнуть у производителей электронных компонентов в связи с пандемией COVID-19.
Терри Иванижин: Здоровье и безопасность членов нашей команды, наших клиентов и деловых партнеров имеют первостепенное значение. Мы полностью поддерживаем меры, разработанные нашим государством для борьбы с коронавирусом, и обеспечиваем все необходимые условия для выполнения этих требований на наших предприятиях.
Сотрудники специально созданного в Digi-Key Electronics подразделения активно общаются с более чем восемьюстами нашими поставщиками-производителями электронных компонентов, чтобы оценить их потенциальные возможности в условиях пандемии COVID-19. Кроме того, ассоциация «Electronic Component Industry Association – ECIA» предоставляет нам имеющуюся у нее информацию и анализ данных по этой теме, что позволяет нам постоянно держать ситуацию под контролем.
У нас выстроены надежные и дружественные отношения с такими ведущими мировыми логистическими фирмами как, например, UPS, FedEx, DHL, Maersk. Объемы наших перевозок и хорошо отлаженные взаимные действия позволяют нам менять и выбирать оптимальные маршруты доставок товаров с учетом полностью закрытых границ и новых правил досмотра груза.
В какой степени ваш бизнес подвержен пандемии коронавируса COVID-19 и тем беспрецедентным мерам, которые в связи с этим ввело правительство Китая? Я имею в виду закрытие части заводов, полное ограничение доступа на некоторые территории.
Джеф Брид: Пока еще рано делать какие-либо однозначные заключения. Мы только лишь знаем, что наши поставщики, у которых есть закрытые на карантин производства в Китае, до сих пор не смогли возвратить персонал и возобновить работу на этих заводах. До каких пор это может продолжаться, точно сказать сейчас достаточно сложно. Тем не менее, мы ежедневно работаем с нашими партнерами-поставщиками, чтобы понять, какие необходимо предпринять совместные действия.
Терри Иванижин: Мы не ожидаем заметного воздействия на наш бизнес и линейку поставок, вызванного эпидемией COVID-19. Мы не видим ни особенного ажиотажного спроса, ни катастрофических отказов от годовых заказов. Все укладывается в обычные границы сезонных изменений спроса и предложений. Сейчас мы отмечаем только повышенный спрос на продуты и оборудование, связанный с рынком систем безопасности.
В последний раз ситуация, подобная сегодняшней, наблюдалась в 2002-2003 годах при вспышке заболеваний, обусловленных коронавирусом SARS-CoV. Как это тогда повлияло на вашу деятельность? Какие уроки в ы извлекли? Что из полученного опыта вы используете в настоящее время?
Джеф Брид: Как вы правильно заметили, последняя эпидемия SARS-CoV была 17 лет назад. Поэтому невозможно полностью быть готовыми к подобного рода крайне редким событиям, всегда возникающими неожиданно. За эти годы TTI очень сильно изменился. Сейчас мы обладаем достаточными складскими и финансовыми средствами для того, чтобы быстро создать необходимое буферное количество запасов на своих складах. Это первое и самое главное, чему нас научила предыдущая эпидемия. Второе – это гибкая логистика. Мы тщательно контролируем состояние наших основных и резервных перевозчиков и способны выбрать наилучший вариант поставок. Наш менеджмент и технические возможности гарантируют полную защиту наших клиентов даже в самых критических ситуациях.
Терри Иванижин: Что касается предложения, то нужно сказать, что номенклатура Digi-Key каталога настолько велика, что мы можем гарантировать нашим клиентам своевременные поставки если не искомого компонента, то его адекватную замену.
Наши отраслевые исследования и анализ показывают возможный кратковременный спад спроса на поставляемые нами компоненты в автомобильной, авиационной, туристической и развлекательной сферах. Исходя из опыта эпидемии SARS-CoV 2002 – 2003 г.г, можно сказать, что снижение роста ВВП Китая в период пика эпидемии достаточно быстро было компенсировано более высокими темпами роста в последующие два квартала. Фирма TTI постоянно контактирует со своими поставщиками и обсуждает с ними ближайшие и стратегические планы. В качестве примера можно привести концерн Molex. План мер этой фирмы по минимизации влияния пандемии можно найти на нашем сайте.
* * *
Кроме примеров TTI и Digi-Key, в интернете можно найти массу других примеров реакции того, как ведущие мировые фирмы-дистрибьюторы работают в условиях пандемии. Так, генеральный директор Alibaba Юн Чжан отмечает возрастающую роль числовых технологий в сфере глобальной дистрибьюции товаров и услуг.
Генеральный директор крупнейшего международного дистрибьютора продуктов и мелкой бытовой электроники Walmart International Джудит МакКенна сказала, что несмотря на естественное негативное воздействие эпидемии COVID-19, в сложившейся ситуации можно найти и положительные моменты. Например, отделы логистики начали прорабатывать сложные цепочки схем доставки грузов, которые могут оказаться полезными, как в чрезвычайных ситуациях, так и будущем при нормальном режиме работы. Кроме того, усилилась роль сторонних аудитов для оценки соответствия цепочки поставок стандартам фирмы. Больше внимания стало уделяться деталям конкретных поставок, которые позволяют точно знать, какие заказы в данный момент находятся на каких фабриках, когда они должны прийти и какие возможные проблемы могут возникнуть.
На глобальную экономическую ситуацию в мире во многом влияют цены на нефть. Развернувшаяся война на нефтяном фронте, по всей видимости, достигнет своего апогея в мае 2020, когда саудиты начнут поставлять на мировой рынок нефть с дисконтом.
Рынок электронных компонентов зависит от развернувшейся битвы в этой области между США и Китаем. Ситуация с пандемией COVID-19 несколько ослабила накал страстей. Кроме того появились некоторые признаки прогресса в торговых переговорах между США и Китаем, направленные на совместные меры по поддержке рынков производства электронных компонентов. Одновременно с временной американо-китайской разрядкой США могут обратить свое внимание на Европу. В настоящее время ЕС и США находятся в процессе переговоров о согласованной торговой политике, которые проходят на фоне пандемии COVID-19 и нефтяного конфликта. Предсказать результат этих переговоров сейчас достаточно трудно.
Кроме отмеченных факторов, на деятельности предприятий электронной промышленности скажутся изменения в кредитной политике, обусловленные реакцией национальных банковских систем на сложившуюся ситуацию. При этом каждая страна будет решать эти проблемы своими особыми мерами. Например, в Великобритании MPC снизил банковские ставки на 50 базисных пунктов до 0,25% и единогласно проголосовал за то, чтобы Банк Англии ввел новую схему срочного финансирования с дополнительными стимулами для малых и средних предприятий. ФРС США снизила ставку на 50 базисных пунктов и планирует выделить четыре триллиона долларов для предотвращения кризиса банковской системы и кредитование малых и средних предприятий. Также, снизил процентные ставки Европейский центральный банк.
Немаловажно также то, что по всему миру отменяются выставки, конгрессы, презентации и семинары. Примером тому могут служить Embedded World, от участия в котором отказалось более половины заявленных участников, а также отменный в Барселоне Mobile World Congress.
Описанные выше позиции представителей крупнейших дистрибьюторских фирм и ведущих мировых производителей, это так называемый идеальный случай. В реальной жизни ситуация несколько иная. Согласно опросу «IPC — electronics equipment trade organization» 65% из 150 участвующих производителей и поставщиков электроники сообщили о задержках от поставщиков из-за распространения COVID-19. Что касается транспортировки, то в отчете IPC упоминаются «несбалансированные» транспортные сети, которые представляют опасность сокращения коммерческих авиаперевозок из Китая. Морские порты, заполненные пустыми китайскими грузовыми контейнерами, и ограниченное движение на морских торговых путях. По данным IPC, сейчас крупные производители электронных компонентов переориентируют цепочки поставок таким образом, чтобы избежать областей в Китае, сильно пострадавших от COVID-19. При этом ведущие потребители электронных компонентов стараются найти адекватные замены, не связанные с производственными мощностями, расположенными в Китае. Главный экономист IPC Шон Дюбравак считает, что, даже если сами поставщики снова станут полностью работоспособными, актуальным останется то, что он называет термином «ограниченные» транспортные сети.
Проблемы с дефицитом комплектующих отмечены во многих странах. Так, по данным Министерства электроники и Информационных технологий Индии, многие электронные компоненты в настоящее время находятся в дефиците. В результате целые производственные линии автомобилей, бытовой электроники и фармацевтики могут остановиться. Индийские производители сталкиваются с огромными трудностями при перевозках из Китая. Отмена коммерческих рейсов в период пика эпидемии привела к тому, что авиаперевозки доступны только с помощью чартерных рейсов. Один из ведущих чартерных операторов, работающих в данном регионе, Chapman Freeborn, установил цену на 125% выше, чем при коммерческих перевозках. Генеральный директор DHL Global Forwarding India Ники Франк заявил, что компания делает все возможное, чтобы разрядить обстановку. Однако для этого потребуется дополнительное время и средства.
Сбой поставок наблюдается и в морском варианте. Затоваренность портов, нехватка кораблей приводят к тому, что среднее время доставки грузов из Китая морским транспортом сейчас может превышать 90 суток.
Увеличение затрат на транспортировку уже подталкивает повышение цен на конечную готовую продукцию, и это, вероятно, будет продолжаться. Почти все крупные индийские производители электроники повышают цены на 3-5% из-за нехватки комплектующих.
В то время как многие китайские производители электронных компонентов уже возобновили свои производства, они все еще не работают на полную мощность, отмечает Гюнтер Бутчек, управляющий директор Tata Motors. Не менее важно то, что цепочки поставок были нарушены, и пройдет немало времени, прежде чем восстановится нормальная ситуация с логистикой.
Тревожная ситуация складывается и в некоторых отраслях электронной промышленности РФ. Директор департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга Василий Шпак заметил, что по каким-либо отдельным позициям дефицит электронных компонентов может возникать. Однако это не приведет к остановке российской электронной промышленности или значимому дефициту по всей номенклатуре.
Подводя итог краткому обзору мнений некоторых представителей производителей электронных компонентов и их дистрибьюторов, можно сказать, что общее настроение скорее оптимистичное. Более осторожен в своих прогнозах технический эксперт Брэд Гаствирт, работающий в одной из ведущих в США консалтинговых фирм Wedbush. В своем докладе он отмечает, что сейчас при прогнозах развития бизнеса на ближайшие сроки нужно ответить на следующие вопросы: сколько рабочих и когда смогут вернуться на китайские фабрики после их открытия; насколько быстро китайцы смогут вернуться к нормальной жизни; будет ли производство функционировать в прежнем режиме или поведение китайских рабочих изменится в связи с трагическими событиями, вызванными эпидемией коронавируса. Уверенно говорить в данный момент о том, какие будут спрос и предложение в отраслях, связанных с производственными мощностями, размещенными в Китае, по меньшей мере, неосмотрительно.