В 1976 г., когда появился первый компьютер Apple, автор этой заметки – журналист издания «EE Journal» Кевин Моррис, учился в средней школе. Годом позже его очаровал компьютер Apple II, который, казалось, воплотил дух будущего, где умные машины сочетают в себе функциональность и эстетику.
Разумеется, Apple II был далеко не таким устройством. Потребовалось немало усилий, прежде чем произошел тот гигантский скачок со времен машины с 8-разрядным процессором MOS Technology 6502, запоминающим устройством в виде магнитной кассеты и композитным видеовыходом к суперкомпьютеру размером с ладонь, подключаемому к глобальной информационной сети и с управлением, с которым справляется даже восьмилетний ребенок. При этом стоимость такого устройства не превышает цены семейного обеда в хорошем ресторане. Для такого скачка понадобились десятилетия усилий тысяч талантливых инженеров.
Apple появилась благодаря двум гениям – Стиву Джобсу и Стиву Возняку. Возняк – инженер до мозга костей, которого интересует сама техника ради техники. К разработке оборудования он относится как к искусству и, как любой художник, почти неотделим от того, что создает. Ему по силам найти неожиданное решение обычной технической задачи. Любой инженер, который знает об «устройстве Woz» (недорогой контроллер дисковода в виде конечного автомата с невероятно оптимизированным количеством транзисторных переключателей), имеет прекрасную возможность убедиться в гениальности Воза.
Для большинства инженеров Стив Джобс – человек из совершенно иной плоскости.
Джобс олицетворяет собой все, чего недостает большинству инженеров. Сообща Джобс и Воз были теми самыми компонентами, сочетание которых создает гремучую смесь креатива. Джобс хорошо понимал то, что обычные люди ждут от устройств. Пока легионы инженеров пытались уменьшить число логических вентилей, усовершенствовать прошивку, снизить энергопотребление и критические пути, Джобс обдумывал, каким сделать объект воплощаемой технологии. Это были даже не маркетинговые усилия – Джобс умел постигать чаяния потребителей и интуитивно понимал, как их фантазии сделать реальностью усилиями своей команды.
Многие инженеры, с которыми я знаком долгие годы, не понимают «фактора Джобса». По их мнению, «iPod – всего лишь дисковод с парой наушников, ничего более».
Почему тогда многим производителям музыкальных плееров до и после феерического взлета айподов так и не удалось повторить успеха Apple? Даже те из них, которые откровенно копировали самые удачные находки в iPod, не смогли завоевать рынка. Одни компании создавали музыкальные магазины с тысячами популярных записей, другие украшали устройства красивыми интерфейсами, упрощали до минимума средства управления, оснащали изделия информативными дисплеями, большими объемами памяти, звуковой системой лучшего качества и завлекали потребителей низкими ценами, но тщетно! Всем им не хватало магии.
Инженеры ценят язык формул. Мы знаем, что если снизить энергопотребление, срок службы батареи увеличится. Если повысить тактовую частоту устройства, оно станет работать быстрее. Технические требования для нас представляют список задач, которые необходимо решить. Некоторые из них решаются просто, другие – за счет больших усилий, и лишь очень немногие заставляют нас мыслить творчески. Решение таких задач вселяет в нас гордость.
Стив Джобс доказал, что не существует какой-то формулы успеха продукции. Некоторые могут возразить, что секрет Apple очевиден, и заключается он в промышленном дизайне. Однако тысячам компаний, в которых работают художники-конструкторы мирового уровня, не удалось воссоздать магию Apple.
Возможно, лучше всего понять гений Джобса можно на примере кинопроизводства. Как и вся технологичная продукция, фильмы создаются в результате совместных усилий сотен творческих людей. Не существует формулы создания шедевра, какие бы огромные средства ни вкладывали киностудии, как бы тщательно они ни отбирали сценарии, ни нанимали бы талантливых актеров, режиссеров, костюмеров и художников-постановщиков. Случается, что волшебное вдохновение талантливого режиссера дарит нам шедевр, который намного превосходит вклад каждой из его составляющих. Невозможно сравнить два кинофильма по каким-то параметрам, потому что речь идет об искусстве.
Джобс показал нам, что электронные изделия – тоже произведение искусства.
Со смертью Джобса в нашей индустрии образовалась огромная дыра. То, сумеем ли мы восполнить потерю и усвоить уроки Джобса, зависит в большой мере от нас, инженеров. В первую очередь, нам нужно постигать инженерный опыт, а не устройства и системы. Как и кинофильмы, изделия Apple – тщательно срежиссированная постановка, начиная с открытия коробки и заканчивая конструкцией самой системы и ее использованием. В первую очередь, нам следует понять желания заказчиков и попытаться воплотить их мечту так, чтобы они не просто пользовались устройствами, но и восхищались ими. Нам нужно отрешиться от собственных мнений и попытаться, что называется, влезть в шкуру потребителя, который мыслит иначе, чем инженер.
Я очень надеюсь, что Apple без Джобса ждут дальнейшие успехи. По своему опыту знаю, что культура компании с годами каким-то мистическим образом сохраняется, несмотря даже на перемены в ее руководстве. Если Джобсу удалось привить свои ценности в культуру Apple, они сохранятся и проявятся, хотя и в несколько ином виде.
Влияние Джобса не ограничивается рамками одной Apple. Он помог нам видеть иначе то, что мы создаем своими руками. Он поднял уровень стандарта, руководствуясь которым, мы выполняем свою работу. Мы поняли, что надо не только хорошо конструировать, но и понимать чувства, желания, представления и даже слабости заказчиков. Если мы сможем ежедневно претворять этот урок в жизнь, наследие Джобса никогда не умрет.
Перевод: Владимир Фомичев