— Расскажите, пожалуйста, об истории, структуре, численности, деятельности компании.
— Группа компаний (ГК) «Азимут» — один из ведущих разработчиков и производителей средств и систем связи, навигации, наблюдения и автоматизации управления воздушным движением.
ГК «Азимут» объединяет профильные предприятия, часть из которых создана в 1959 г.
В состав группы компаний «Азимут» входят следующие предприятия:
- ОАО «АЗИМУТ» (Москва) — головная компания, выполняет проектирование, поставку, гарантийное и послегарантийное обслуживание по всей номенклатуре средств, осуществляет управление предприятиями группы, имеет три филиала: в С.-Петербурге, Нижнем Новгороде и Челябинске. Филиалы осуществляют разработку нового поколения систем и средств обеспечения безопасности полётов.
- ЗАО «ПО «Азимут» (Махачкала) — разработчик связного и навигационного оборудования плюс серийный завод.
- ЗАО «НТЦ Азимут» (Зеленоград) — разработчик цифровых технологий нового поколения (в стадии проектирования и строительства находится здание 5000 м2 на территории технико-внедренческой зоны Алабушево).
- ЗАО «Азимут-Альянс» (С.-Петербург) — разработчик автоматизированных рабочих мест диспетчеров и АС УВУВД нового поколения.
- В Челябинске размещаются старейшие предприятия группы компаний «Азимут»:
- ЗАО «НИИИТ-РК» — разработчик и производитель систем УВУВД, навигации и посадки на авианесущие корабли Минобороны России и вторичных радиолокаторов для гражданской авиации. Ведет разработку систем наблюдения нового поколения для реализации технологии CNS/ATM ICAO.
- ЗАО «НИИИТ-РТС» — разработчик и производитель радиомаяков, систем навигации и посадки.
- ЗАО «НИИИТ-ОЗ» опытный завод: изготовление макетов и опытных образцов по ОКР.
В группе компаний «Азимут» более тысячи высококвалифицированных сотрудников, среди которых кандидаты и доктора технических наук. Оборудованием, разработанным и изготовленным предприятиями группы компаний «Азимут», оснащены более 140 аэродромов и центров управления воздушным движением России и СНСНГ.
ГК «Азимут» производит АРП, системы навигации VOR/DME и DVOR/ DME, системы посадки типа ILS, вторичные радиолокаторы, системы привода и посадки на авианесущие корабли, радиосредства для связи с бортами и автоматизированные приемо-передающие центры (АППЦ), ВЧ, ОВЧ и ОВЧ-УВЧ диапазонов, системы цифровой передачи информации ACARS, VDL-2, антенно-фидерные устройства, радиотехнические системы управления промышленными объектами.
Разрабатываемая и производимая нами аппаратура перекрывает практически всю номенклатуру технических средств РЭА, необходимых для оборудования аэродромов различных ведомств.
Все оборудование «Азимут» имеет сертификаты, выданные Межгосударственным авиационным комитетом. Системы менеджмента качества предприятий ГК сертифицированы на соответствие требованиям ИСО ИСО 9001-2001.
— Расскажите подробнее о производстве группы компаний. Вы используете его только для своей продукции или выполняете сторонние заказы?
— ЗАО ПО «Азимут» организовано в 1999 г. В настоящее время это высокоэффективное предприятие, освоившее самые современные технологии изготовления радиоэлектронной аппаратуры. Численность ПО «Азимут» — 216 человек, в т.ч. основной производственный персонал — 84 чел., среднемесячная заработная плата — 19500 руб. Объем производства продукции в 2009 г. составил 760902 тыс. руб. (2007 г. — 272860 тыс. руб., 2008 г. — 358830 тыс. руб.). Выработка на одного работающего — 3675 тыс. руб.
Эффективность производственной деятельности обеспечивается постоянным поиском и внедрением новых технологий и оборудования, реализацией сквозного цикла подготовки и организацией производства на основе электронного архива и АСУ собственной разработки.
Конструкторская документация (чертежи и 3D-модели) поступает по ЛВС в технологический отдел, где разрабатываются программы для ЧПУ — станков и линии поверхностного монтажа. Программная технологическая документация по ЛВС передается непосредственно в ЧПУ — станки. Изготовленные детали проверяются на соответствие КД на прецизионной измерительной машине швейцарской фирмы Tessa. Смонтированные в линии SMD платы проходят проверку на автоматической оптической инспекции Orbotec.
По результатам проверки программно-технологическая документация ставится на учет в электронный архив и используются в дальнейшем, что обеспечивает полную повторяемость изготавливаемых деталей и модулей. Процессы запуска в производство, технологической подготовки, материально-технического обеспечения (от формирования потребностей и заявок поставщикам до выдачи в цеха) автоматизированы.
В основе сборочно-монтажного производства — линия поверхностного монтажа фирмы UNIVERSAL с производительностью до 25 тыс. компонентов/ч и возможностью установки всего спектра поверхностно монтируемых изделий. В настоящий момент сборочно-монтажное производство, имея в своем арсенале оборудование ведущих мировых лидеров (FRITSCH, WELLER, PACE, KOMAX и т.д.) и квалифицированный персонал, может выполнить практически любой вид монтажа.
Технологическая база механического производства представлена современным высокопроизводительным оборудованием с ЧПУ фирм НААS, FinnPower, Mitsubishi по всем основным методам металлообработки.
На предприятии обеспечены все основные виды сварки, которые выполняются на оборудовании таких известных фирм как Esab и Kemppi. Крепление сварных конструкций производится на сборочно-монтажных столах Demmler, что гарантирует высокое качество сварочных работ.
Приобретены и до конца 2010 г. будут введены в эксплуатацию: оборудование для лазерной резки фирмы Prima; портально-фрезерный обрабатывающий центр НААS; линия порошковой окраски длинномерных металлоконструкций; оборудование изготовления деталей из радиопрозрачных материалов;
Производство загружено собственными заказами. Бывает, что ресурса не хватает и мы вынуждены привлекать контрагентов. Сторонние заказы выполняем эпизодически.
— Компания работает на рынке, регулируемом государством. Существуют ли планы по выходу на открытый рынок? С какой продукцией вы собираетесь это делать?
— С оборудованием радиосвязи мы осваиваем рынок СНГ, успешно конкурируя с такими фирмами как Rohde & Schwarz (Германия) и Park Air Systems (Великобритания). Около 100 радиосредств в комплекте с АФУ поставлены и эксплуатируются в республике Беларусь, четыре АППЦ смонтированы и введены в эксплуатацию в Таджикистане.
С системами управления промышленными объектами по радиоканалу мы выходим на региональные тендеры. В девяти городах России эти системы успешно используются для управления тяговыми подстанциями трамвайно-троллейбусных сетей и уличным освещением.
— Есть ли у вас конкуренты на российском рынке?
— Да. Радиосредства для связи с бортами и АППЦ диапазонов ОВЧ и ОВЧ-УВЧ выпускаются Владимирским заводом «Электроприбор». В области вторичной радиолокации работает ОАО «ЛЭМЗМЗ». СКРС и пульты диспетчеров поставляются фирмой «Нита», ОАО «ЛЭМЗМЗ», ВНИИРА-ОВД. По остальным видам нашей продукции ГК «Азимут» является единственным поставщиком в России.
— Работа на регулируемом государством рынке зачастую позволяет не заботиться о снижении производственных издержек. Следите ли вы за эффективностью производства или главное — выполнить в срок заказ?
— Не могу согласиться, что регулирование рынка государством не заставляет заботиться о снижении производственных издержек. Единым поставщиком аппаратуры (в частности, навигации и связи) для оборудования аэродромов и центров УВД руководством РФ определен ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», который выступает заказчиком у предприятий-производителей.
Если на рынке есть продукция различных изготовителей, то закупки осуществляются только по результатам тендера, и стоимость наряду с ТТХ и качеством поставляемых изделий играет определяющую роль. Если поставщик один, то заказчик сравнивает предлагаемую цену со стоимостью зарубежных аналогов. И если стоимость нашего изделия и услуг не будет на 20—30% ниже, чем у зарубежного аналога при прочих равных характеристиках, заказчик «обидится». А ссориться с заказчиком — себе вредить.
С другой стороны, если стоимость изделия определена договором, то снижение затрат позволит увеличить прибыль. Используя полученную прибыль для закупки высокотехнологичного оборудования и внедрения современных технологий, можно еще сократить производственные издержки.
Такая очевидная схема обеспечивает группе компаний «Азимут» рост объемов производства, проводимых НИР и ОКР. Все названное высокопроизводительное оборудование приобретено в течение последних 10 лет за счет собственных средств. Полученная прибыль позволяет финансировать семь ОКР по коренной модернизации поставляемого оборудования и четыре ОКР по созданию новых продуктов.
— Насколько велик отдел разработки? Кто составляет его основной костяк? Расскажите, какие современные технические задачи приходится решать при разработке систем навигации и связи и насколько успешно?
— О Общая численность разработчиков в группе компаний «Азимут» превышает 300 специалистов.
Более половины из них заняты выполнением ОКРОКРОКР в интересах министерства обороны РФ: создание систем навигации и посадки для авианесущих кораблей.
Челябинские предприятия вошли в состав группы компаний «Азимут» в 2009 г. Костяк челябинских НИИНИИНИИ — опытные инженеры со стажем работы 30—40 лет. Большой опыт разработки РЭА позволяет им обеспечить качество и надежность создаваемой аппаратуры, сократить время на макетирование, отладку и доработку, снизить затраты и сроки корректировки КД. С другой стороны, разработчики в возрасте 55—65 лет зачастую с опаской относятся к внедрению новых методов обработки и формирования сигналов, использованию новой элементной базы под современные технологии производства, к моделированию и современным САПР, т.к. у них имеются проверенные опытом решения. В результате модернизация серийно выпускаемых изделий имеет «вялотекущий» характер, теряется их конкурентоспособность.
Разработчики махачкалинской площадки — выпускники Дагестанского технического университета. Они гораздо моложе, их стаж работы составляет в среднем 5—7 лет. Они стремятся заложить в разработку самые современные, но не проверенные технические решения, увлекаются излишним макетированием в ущерб моделированию. Недостаточность опыта приводит к большому количеству ошибок, много сил и времени тратится на переработку опытных образцов и корректировку КД. Инженерная школа на предприятии еще только формируется.
Надеемся, что объединение опыта разработчиков старшего поколения и творческого потенциала молодежи повысит эффективность работы всего коллектива разработчиков.
В 2008 г. созданы радиосредства нового поколения на основе цифровой обработки, благодаря чему реализована возможность передачи не только речи, но и данных в режимах VDL1 ACARS и VDL2. Наличие сетевого интерфейса Ethernet позволяет реализовать ранее недоступную возможность построения разветвленной иерархической наземной сети управления и контроля радиосредствами, а также организацию передачи цифрового речевого трафика.
Оборудование DVOR/DME, созданное ГК «Азимут», не имеет отечественных аналогов, а аналоги наиболее известных зарубежных фирм Fernau и Thales — в 1,2—1,5 раза дороже.
— На какой элементной базе разработаны системы навигации и связи? Ваше мнение о качестве российской элементной базы.
— В Вся наша аппаратура гражданского назначения разрабатывается на импортной элементной базе. Российские компоненты мы вынуждены использовать в изделиях, разрабатываемых в интересах МОМО РФ. В 2000 г. я как главный инженер подписал распоряжение о запрете применения отечественных КИКИ без должного обоснования в разработках для гражданских заказчиков. Пришлось даже выслушивать обвинения в отсутствии патриотизма. Но реализовать цифровую обработку сигналов на отечественной комплектации в то время было просто невозможно. Считаю, что принятое решение актуально и по сей день — достаточно сравнить характеристики отечественной и импортной элементной базы хотя бы по двум позициям: DSP и ПЛИС .
Российский серийно выпускаемый (в Азии) DSP 1892ВМВМ2Я двухъядерный, причем DSP практически выполняет роль сопроцессора обработки сигналов у контроллера; тактовая частота — 100 МГц, но во всем диапазоне рабочих температур можно рассчитывать максимум на 80 М МГц. Методы загрузки ПО — только параллельный и JTAG. DSP программируется только на ассемблере, у него неудобные средства отладки, длительное освоение. У DSP импортного производства частота 600…900 М МГц, программирование на языках высокого уровня, наличие различных вариантов загрузки ПО и эффективной технической поддержки, включающей готовые модули ПО.
В I кв. 2010 г. КТКТЦ «Электроника» презентовал российскую ПЛИС : 50000 вентилей, 2880 логических элементов. Сравните: у распространенных ПЛИСИС фирм Altera и Xilinx — 1 млн вентилей, частота 500…600 МГц.
Отечественные АЦП и ЦАП уступают импортным по частоте и разрядности. Далеко не все активные российские компоненты предназначены для SMD-монтажа, а те, кто монтирует пассивные SMD-компоненты российского производства, постоянно борется с дефектами монтажа типа «могильный камень».
Отдельно о разработках в интересах МОМО РФ. Изделия часто уступают гражданским аналогам по эксплуатационным характеристикам, в частности, весогабаритным, из-за использования отечественной элементной базы. В меньшей степени реализуются сервисные режимы, диагностика изделий более поверхностная. У многих разработчиков пресловутый 41-й приказ, ограничивающий применение зарубежных КИКИ в военной технике, ассоциируется с 1941 г.
Необходимость построения военной техники на отечественной элементной базе очевидна, но требуются не ограничения в применении импортных компонентов, а государственная программа с мощным финансированием по созданию этой элементной базы. Для меня, как и для многих специалистов, это больная тема.
— Насколько эффективна государственная поддержка российской электроники? Нужна ли она для ее успешного развития и повышению конкурентоспособности на мировом рынке? Насколько объективно, на ваш взгляд, проводятся тендеры на получение госзаказа?
— Государственная поддержка именно электроники, а не приборо- и радиостроения необходима, я об этом говорил. Тендеры в области закупок оборудования навигации и связи проводятся, как мне кажется, объективно. У ГК «Азимут» не было на этот счет претензий. Но, возможно, это впечатление возникло оттого, что «Азимут» выигрывал практически во всех тендерах, где участвовал.
— Каким образом отразился кризис на работе вашей компании?
— М Мы не почувствовали кризиса. Портфель заказов увеличился существенно, объем производства в 2009 г. вырос по сравнению с 2008 г. в 2 раза, выросла и численность сотрудников. Возникали единичные мелкие проблемы с поставщиками материалов, но вопросы быстро решались.
— Как вы решаете кадровую проблему? Какими основными профессиональными недостатками страдают современные инженеры?
—К сожалению, проблема с кадрами достаточно серьезная и разноплановая. По челябинской площадке последние годы ситуация улучшилась. В НИИ пришли молодые инженеры с хорошей базовой подготовкой, применяющие современные методы проектирования РЭА. Финансовый кризис помог опытному заводу пригласить необходимых технологов и конструкторов по оснастке с других предприятий города.
Серьезная проблема с кадрами у ЗАО ПО «Азимут». В Махачкале практически невозможно найти конструкторов и технологов РЭА. А специалисты из других регионов в Дагестан не едут по известным причинам. По подготовке схемотехников, программистов, инженеров-испытателей ЗАО ПО «Азимут» плотно сотрудничает с Дагестанским техническим университетом. На предприятии оборудованы лекционный зал и лаборатория, наши ведущие специалисты преподают на старших курсах базовые дисциплины и спецпредметы, студенты проходят практику в НИО и цехах. Лучших студентов, начиная с четвертого курса, принимаем на работу на полставки.
Хуже с рабочими специальностями. В России разрушена система подготовки квалифицированных рабочих. Эта проблема — государственная, о чем свидетельствуют поручения, данные президентом РФ правительству. Сказывается и местный менталитет — в Дагестане рабочие профессии никогда престижными не считались.
Берем на работу учеников, обучаем. Привлекаем на вакансии операторов станков с ЧПУ выпускников технического университета, которые не могут устроиться инженерами.
— Существуют ли у вас четкие планы развития на 2—3 года? Что мешает их осуществлению?
— С Существует план НИОКР группы компаний «Азимут» на 2010—2012 гг. и план производства и сопутствующих услуг на 2010—2011 гг., план технического перевооружения производства на 2010—2011 гг.
По НИОКР мы планируем в 2011—2012 гг. завершить кардинальную модернизацию угломерных и дальномерного радиомаяков, автоматического радиопеленгатора, инструментальной системы посадки, МВРЛ, выполнить ОКРы по созданию диспетчерских АРМ, СКРС, станции АЗН.
План производства включает изготовление изделий по заключенным договорам, сопутствующие услуги: проектирование позиций, монтаж, пуско-наладку, испытания изделий на позициях.
План технического перевооружения предусматривает ввод в эксплуатацию гальванического производства, освоение технологии изготовления деталей из радиопрозрачных материалов, ввод в строй дополнительно более 3000 кв.м производственных площадей. В связи с существенным ростом объемов производства мы планируем в 2011 г. внедрить систему управления производством и технологической подготовкой минской фирмы Omegasoftware.
Осуществлению планов мешает недостаточность оборотных средств, которая, в свою очередь, бывает вызвана стремлением сделать сразу все и в очень сжатые сроки. Средства и ресурсы распыляются, процессы затягиваются. Но, главное, что группа компаний развивается и, как мне кажется, успешно.