— Расскажите, пожалуйста, о «Барган Технолоджи»: история компании; структура; численность.
— «Барган Технолоджи» — научно-исследовательская компания, специализирующаяся на внедрении нанотехнологий в производство пассивных элементов радиоэлектроники (наноконденсаторов). Компания предоставляет уникальные решения: конденсаторы повышенной емкости компактных размеров. Цель нашей компании — создание и развитие новых высокотехнологичных российских производств, увеличение доли высокотехнологичной продукции в структуре экспорта, снижение импорта дорогостоящих комплектующих и оборудования в нашу страну, прямое и косвенное приращение ВВП от реализации продукции, увеличение налоговых поступлений в федеральный бюджет. Задачи выглядят глобальными, а для многих компаний — бредовыми, но мои партнеры и коллеги не сомневаются в возможности их выполнения. Убежден — сотрудничество с государством позволит развиться отрасли в целом и моей компании, в частности. И, безусловно, без опыта и желания работающей над проектом команды достигнуть результата очень сложно. В нашей компании трудятся и молодые специалисты, и профессионалы с солидным опытом. У нас есть внештатные сотрудники, профессиональный опыт которых исчисляется десятками лет, а их компетенция не вызывает сомнений даже у скептиков. На сегодняшний момент штат «Барган Технолоджи» состоит из 15-ти человек и включает в себя следующие отделы: технический; финансово-правовой; административный; маркетинговый.
— «Барган Технолоджи» — научноисследовательская компания, но, судя по организационной структуре, научно-исследовательской работой занимаются менее половины сотрудников. Чем это объясняется и каковы накладные расходы?
— Компания «Барган Технолоджи» занимается не только научноисследовательской деятельностью, но и подготовкой проектной документации для превращения идеи в готовый проект, понятный инвестору. Мы являемся уникальной компанией, представляющей собой связующий элемент между изобретателем и инвестором. Другими словами, мы оказываем инжиниринговые услуги по подготовке проектов разной сложности и на разных этапах развития, но приоритетным проектом является наш собственный. Каждый сотрудник компании имеет четко определенные для него обязанности и является неотъемлемой частью команды. Примерное распределение затрат в целом за все время деятельности компании: НИОКР — 35%; аренда — 15%; управленческие (в т.ч. административно-хозяйственные и консалтинговые услуги) — 50%.
— Суперконденсаторы — первый опыт компании на рынке электроники? Как Вы планируете организовать производство?
— Да, это первый опыт компании. Существует бизнес-план по организации производства и развитию компании на ближайшие пять лет. В процессе подготовки проекта была проделана огромная работа: НИР, составлено НТО проекта, был исследован рынок конденсаторов, проведены маркетинговые исследования, разработана финансовая модель развития компании, подготовлена производственная часть, заключены предварительные договоренности с производителями оборудования и поставщиками сырья и материалов.
— Почему Вы выбрали суперконденсаторы? Этот рынок достаточно насыщен. Где Вы видите экономическую нишу для своих изделий?
— С уперконденсаторы присутствуют во всех электронных устройствах, и единственная причина, сдерживающая их широкое внедрение — цена и размеры. Рынок достаточно насыщен, однако практически отсутствуют барьеры для выхода на него с инновационным, я даже сказал бы, революционным продуктом. Рынок конденсаторов обладает спецификой, характерной для многих B2B рынков, а именно: до 80% конденсаторов на рынке производится на заказ, под конкретные требования клиентов. В целом я не стал бы делить данный рынок по экономическим нишам, т.к. конденсаторы подбираются заказчиками не столько по цене, сколько по техническим характеристикам, и на нем нет «премиальных» продуктов или брендов. Наша технология позволит нам выйти на все сегменты рынка не только суперконденсаторов, но и конденсаторов в целом, будь то конденсаторы для мобильных телефонов или лазерных установок, гибридных автомобилей или электронных счетчиков и др. Немного сведений о рынке. По данным 2009 г., рынок керамических конденсаторов высокой емкости оценивается экспертами в 6,3 млрд долл. По прогнозам, в 2015 г. этот показатель достигнет 11,4 млрд долл. В качестве основных тенденций на российском рынке выделяют следующие:
– стабильный рост — ежегодно он составляет 20—30%;
– рынок уверенно развивается, меняется его структура;
– неравномерность роста.
Опережающий рост наблюдается в тех отраслях, развитие которых стимулируется государством. Например, в энергетике рост в разы превысил средние показатели. В основном, российские игроки рынка конденсаторов сосредоточили свои усилия и ресурсы на работе с теми клиентами и в тех отраслях, которые являются лидирующими в России — энергетика, авиация, космос.
— Вы планируете производить суперконденсаторы широкого применения или для каких-то конкретных приложений?
— Учитывая специфику рынка (80% продукции производится на заказ), конечно, для конкретных приложений. Но отбрасывать 20% рынка мы не намерены, и конденсаторы широкого применения также входят в наши планы.
— Производители керамических и электролитических конденсаторов из стран ЮВА за счет низкой цены теснят американские, европейские и японские компании. На рынке суперконденсаторов та же тенденция?
— Я бы так не сказал. Рынок суперконденсаторов довольно молодой, они только находят свои ниши и применение, и заказчики этих компонентов не столько обращают внимание на цену изделия, сколько на технические характеристики. Возможно, в будущем тенденция, о которой вы говорите, распространится и на рынок суперконденсаторов, но я надеюсь, что к тому времени Россия будет теснить страны ЮВА низкими ценами и недостижимыми для азиатов техническими характеристиками. Очень важным фактором в ценовой политике суперконденсаторов является материал и метод промышленного производства. Вот тут, как нам кажется, мы преуспели и надеемся, что у нас будут возможности по снижению себестоимости за счет упрощения технологического процесса. Рассчитываю на своих сотрудников, творчество которых не угасает и с каждым месяцем способствует генерации новых технологических идей.
— Для того чтобы производство суперконденсаторов было прибыльным, необходимо выпускать их массовой серией и, следовательно, выходить на мировой рынок. Какие конкурентные преимущества Вы видите у своих изделий?
— Они дешевле представленных на рынке, меньше по размерам, обладают лучшими техническими характеристиками. Наши технологии производства позволяют не только снизить сроки производства, но и ускорить процесс создания уникальных изделий под конкретные требования заказчиков: стойкость к химическим средам, работа в расширенном рабочем диапазоне температур, особенное расположение контактов и пр.
— Суперконденсаторы, разработку которых Вы намечаете, имеют какую-то новизну или планируется производить их по уже опробованным технологиям?
— У нашей компании креативный профиль. Мы руководствуемся инновационными подходами к реализации проектов во многих областях техники. Нам неинтересна бесконечная доработка технических решений полувековой давности. Исследование возможностей внедрения самых последних и совершенных технологий, использование новых материалов — вот направление нашей деятельности. Что касается разрабатываемого нами керамического конденсатора сверхвысокой емкости, то абсолютным новшеством для таких компонентов является использование в качестве одной из обкладок материала с высокоразвитой пористой структурой, которая не создается искусственно методами импринтинга, эпитаксии или литографии. В результате себестоимость конечного изделия существенно снижается. Данный материал обладает также рядом уникальных свойств — высокая теплопроводность (порядка 200 Вт/(м∙К)), химическая, термическая и радиационная стабильность, что существенно расширяет сферу использования изделия в технике. Существенной проблемой многослойных керамических конденсаторов, выпускаемых мировыми лидерами, например Murata, являются акустические шумы, обусловленные различием коэффициента термического расширения диэлектрика и проводящих обкладок. Чем больше емкость такого конденсатора, тем сильнее проявляется этот паразитный эффект. В основе увеличения емкости нашего конденсатора лежит не многослойная структура, а только двухслойная на поверхности пористого материала, поэтому вероятность акустического шума такой системы минимальна. Кроме того, тепловые эффекты, возникающие при работе конденсатора в высокочастотном режиме, уменьшаются благодаря теплоотводу в материал обкладки. Основной технической задачей для нас являлось конформное нанесение диэлектрического и проводящего слоя на материал пористой подложки — идеальным решением явились методы физического осаждения из газовой фазы (PVD) с системой распыления импульсами высокой мощности (HIPIMS) и метод атомно-слоевого осаждения (ALD). Этот метод основан на осаждении веществ на заранее подготовленную поверхность, толщину покрытия которой можно регулировать с точностью до 10 Å (1 нм), а соотношение размеров пористой микроструктуры подложки (аспектное соотношение) может быть любым, что делает данный метод создания двухмерных структур (пленочных покрытий) уникальным. Оба метода являются новыми. Возможности их применения в различных областях техники исследуются до сих пор, но уже сейчас они открывают огромные перспективы в области микроэлектроники, биотехнологии, оптики — всего того, к чему в нынешние времена принято добавлять приставку «нано». В нашей стране оба эти метода широкого распространения не имеют, оборудование зачастую является самодельным и экспериментальным, что в определенной степени усложняет работу. Однако перспектива внедрения подобных технологий и создание промышленного производства на ее основе, безусловно, стоят этих усилий — Какой смысл Вы вкладываете в понятие «российская электроника »? Кто в сегодняшней электронике «российский производитель»? Дайте, пожалуйста, свое понимание этих терминов.
— Я дал бы такое очень патриотичное определение: «российская электроника» — компоненты или конечные продукты, созданные на основе технологий, процессов или изобретений русских ученых, коммерциализированные русскими бизнесменами или российским государством, а также производимые на территории РФ отечественными специалистами. В целом, я не стал бы отделять понятие «российский производитель» от «российской электроники», потому как если не вкладывать в понятие «российский производитель/создатель» перечисленные критерии, то разницы в том, какой производитель, российский, китайский или какой-то другой, просто нет, и нет смысла создавать отдельный термин, обозначающий территориальное местонахождение производства. Вообще говоря, основу этого понятия должна составлять интеллектуальная собственность. Жаль, что не ценим, не используем, не защищаем в полной мере то, без чего понятие «российский производитель» может носить только формальный или территориальный характер.
— Как Вы считаете, кризис на руку российским компаниям, работающим на рынке электроники?
— Это довольно сложный вопрос. В плане получения сверхприбылей от внезапно возникшего спроса, конечно, нет. А в плане перспектив, я уверен, что да. Можно сказать, кризис носит отрезвляющий характер и позволяет государству и бизнесменам по-новому, трезво взглянуть на ситуацию в отрасли. Переоценить затраченные усилия и время, проанализировать полученный результат. Электронная промышленность на данный момент — основная движущая сила научного прогресса во всем мире; доля электроники в стоимости бытовых, промышленных, оборонных систем составляет 50—80%, а одно рабочее место в электронной отрасли позволяет создать до четырех в других отраслях. Наиболее значимые на сегодняшний день инновации происходят в области электроники. Я не думаю, что экономический кризис в силах остановить развитие научной мысли или творчество, которое лежит в основе научно-технического прогресса. Соответственно, если компания не стоит на месте, а развивается, изобретает что-то новое, кризис ей не страшен. Кризис заставляет работать компании эффективнее. В период рецессии компании особо остро нуждаются в инновациях, решениях, способных вывести их на новый уровень развития. Кризис на руку только компаниям, имеющим в своем арсенале инновационные решения. Кризис приведет к значительному повышению эффективности производства и появлению большого числа новых российских разработок. Будет стимулироваться создание малых инновационных компаний. Все эти факторы будут работать на повышение конкурентоспособности и увеличение доли российских компаний на внутреннем рынке. Производителю электронных компонентов, который хочет извлечь максимальную выгоду из рынка в ближайшие годы, помимо прочего, очень важно быть способным к изменениям, уметь быстро вводить новые производственные линии и максимально соответствовать запросам современного рынка.
Материал подготовил Леонид Чанов.